Сокращение штата трудящихся граждан представляет собой процедуру, при которой работодатель расторгает деловые отношение с некоторыми работниками.
В большинстве случае увольнению подлежат специалисты, которые имеют недостаточный уровень квалификации или профессиональной подготовки.
Сокращение – мероприятие, требующего соблюдения определенных общеустановленных норм.
В обязательном порядке работодатель должен придерживаться конкретной тактики действий, в частности оформлять сопутствующую документацию.
[contents]
Нужно ли создавать, если сокращается численность или штат работников?
Если работодатель планирует сократить численность или штат трудящихся на предприятии специалистов, ему необходимо позаботиться о создании специальной комиссии.
При этом следует учитывать, что руководитель также может не выступать с инициативой создания комиссии.
В трудовой нормативной документации РФ нет четких правил, согласно которым создание комиссии – обязательная процедура, необходимая для проведения при сокращении.
Работодатель имеет полное право выбрать, каким образом ему сделать выбор по поводу того, какого сотрудника сократить.
Он может сделать выбор самостоятельно. В таком случае важно проверить законность совершенных действий.
При необходимости он может создать комиссию, члены которой помогут ему принять грамотное решение.
Состав
Информации о составе комиссии указанного характера нет в трудовой документации РФ.
Работодатель самостоятельно подготавливает список специалистов, которые должны будут принять участие в данном процедуре.
В идеале в состав комиссии должны входить следующие трудящиеся в данной компании граждане:
- руководитель фирмы или лицо, представляющее его интересы. Выступает в роли председателя комиссии;
- начальники структурных подразделений, в которых планируется сократить численность или штат работников. Они более адекватно и справедливо оценивают профессиональные качества каждого сотрудника;
- кадровики. В данном случае они назначаются ответственными за предоставление необходимой документации о сотрудниках, кандидатуры которых могут попасть под сокращение;
- юристы. Их присутствие необходимо для предоставления (в случае необходимости) профессиональной консультации по юридическим вопросам. К примеру, в определении законности увольнения сотрудника, попавшего под сокращение.
Как оформить приказ о создании?
Если руководителем все же было принято решение о создании комиссии, членами которой будет определён список специалистов, попадающих под сокращение, первое, что он делает – издает соответствующий приказ. Именно он выступает основанием для создания данной комиссии.
Приказ о создании оформляется в свободной форме.
Унифицированного бланка для ее заполнения не существует, поэтому каждый работодатель может разработать наиболее подходящий вариант бумаги сам.
В приказе следует отражать информацию следующего характера.
- Шапка.
В ней необходимо указать полное наименование учреждения, его реквизиты. Здесь же пишется порядковый номер, присвоенный приказу, дата издания документа. Ставится ссылка на законодательный акт, регламентирующий тему сокращения.
- Цель создания комиссии.
Примерная формулировка данного пункта может выглядеть следующим образом: «Сокращение штата или численности сотрудников».
- Основная текстовая часть.
Включает в себя список членов комиссии. Указывается должность каждого сотрудника, а также тот момент, кто из специалистов назначается председателем, кто секретарем и т.д.
- Цели создания комиссии.
Здесь отражаются полномочия членов комиссии и действия, которые они должны выполнить. К примеру, провести заседание, составить и направить соответствующее уведомление в центр занятости и т.п.
- Лицо, ответственное за исполнение приказа. Чаще всего таковым является руководитель предприятия.
- Подписи ответственных лиц – членов комиссии и директора фирмы.
- Печать организации.
Скачать образец
Скачать пример приказа о создании комиссии по сокращению численности или штата – word.
Так выглядит образец:
Обязанности членов
Главной целью работы членов комиссии по сокращению штатов трудящихся является грамотная оценка производительности работников.
Каждый специалист рассматривается индивидуально.
В общих чертах можно сказать, что члены комиссии обязаны:
- всесторонне рассмотреть каждую кандидатуру, выдвинутую на сокращение;
- изучить мнение руководителей структурных подразделений;
- выявить сотрудников, сокращение которых запрещено. К примеру, беременных женщин, инвалидов, единственных кормильцев семьи и др.;
- учесть личные качества каждого сотрудника, его профессиональную подготовку, уровень квалификации, соответствие знаний и навыков занимаемой должности;
- выявление наличия/отсутствия реальной необходимости увольнения;
- оформление сопутствующей документации – письменного решения с целью издания приказа о сокращении.
Работники, имеющие преимущества, то есть, сокращение которых недопустимо, должны предоставить документацию, ее подтверждающую.
Такая необходимость регламентирована 81 статьей ТК РФ.
Оформление протокола
Заключительным этапом работы комиссии, указанной ранее, является оформление письменного отчета – протокола. Он оформляется в свободной форме.
Правила его заполнения могут быть указаны в нормативной локальной документации организации.
В протоколе необходимо отразить следующие данные:
- наименование бумаги;
- подробности проведенной процедуры – место, время и точная дата заседания, на котором было принято итоговое решение;
- состав комиссии – инициалы и должности ее членов;
- перечень вопросов, рассмотренных на заседании;
- принятое в итоге решение;
- подписи ответственных лиц.
Для наглядности и более легкого восприятия данных о рассматриваемых сотрудниках, в протоколе часто создают таблицы.
В нее вносят информацию о каждом рассматриваемом специалисте – профессиональные навыки, которыми он владеет, умения и т.д.
В учет берутся дисциплинарные взыскания, если таковые имеется. Опыт работы трудящихся, профессиональные достижения и другие характеристики, с помощью которых можно оценить их производительность.
Выводы
Сокращение штатов – процедура, которая должна быть произведена в соответствии со всеми касающейся данной темы правилами. Для определения списка сотрудников, трудовые отношения с которыми будут расторгнуты, работодатель может создать специальную комиссию.
Отсутствие таковой – не является нарушением. Руководитель вправе самостоятельно принять соответствующее решение.
В состав комиссии должен входить представитель работодателя, сотрудник отдела кадров, юрист, кадровик и начальники структурных подразделений. При необходимости состав может быть скорректирован.
Главная цель создания комиссии – проведение грамотной оценки профессиональной пригодности трудящихся.
Отдельно оцениваются качества каждого сотрудника, и только после этого принимается решение, которое в последующем вносится в специальный протокол.